Скорость, безопасность и левитация: что обсуждалось на форуме «Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса»

 

Деловая программа PRO//Движение.Экспо завершилась VI международным форумом «Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса». Мероприятие прошло в третий день работы выставки. Опережающее развитие подвижного состава, индуктивные и аккумуляторные батареи в качестве источников энергии на локомотивах, проблемы безопасности – вот лишь некоторые темы, ставшие предметом дискуссий.

«Мы собрались для того чтобы в свободном режиме высказать свои точки зрения на следующий период и для постановки задачи перед нашими коллективами, перед собственными научными целями и надеюсь, что ряд этих задач и проблем нам удастся сегодня поднять, обсудить и сформировать банк результатов,» – предваряя сессию заявил Борис Лапидус, председатель объединенного ученого совета ОАО «РЖД».

Предиктивная аналитика уже стала привычным инструментом при оценке технологических процессов, работы с имуществом и тяговым составом. Последние разработки локомотивов составляют обширный интернет вещей и не только проводят самодиагностику: они способны предвидеть отказы узлов и агрегатов, «проситься» на сервис и даже формировать заказ-наряды на свое обслуживание. В ходе обсуждения было предложено распространить подобные решения на обеспечение безопасности.

«Необходимо создать систему параметров риска. Ясно, что пока эти опасности есть, они могут создавать локальные последствия, местные, региональные, национальные, глобальные и планетарные. Ущербы варьируются в очень широких пределах. Однако сейчас, принимаются, исследуются, совершенствуются условия недопущения прогнозируемых опасностей,» – считает Николай Махутов, главный научный сотрудник Института машиноведения.

Были затронуты вопросы скорости перемещения, в том числе грузов. Востребованность быстрых перевозок ни у кого не вызывает сомнений, но пути решения задачи могут быть разными: от почти фантастического «Маглева», который практически невозможно масштабировать, до некоего гибрида традиционных рельсовых систем и «левитации». В частности, отечественные ученые создали прототипы революционного подвеса, который использует именно «левитационные» решения.

«Надо переходить на технологии, которые обеспечат перемещение грузов, как минимум, на 300-400 км/ч. Такое может обеспечить «магнитная левитация», что является очередным этапом инновационного развития. Проделана была огромная работа учеными из петербургских университетов: от создания макета, до патента самой разработки. Технология комбинированного подвеса – отечественная разработка, которой нигде в мире больше нет, что дает большое ценовое преимущество», – поделился с участниками дискуссии Анатолий Зайцев, руководитель научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок.

Подводя итог, Борис Лапидус сформулировал базовый принцип для дальнейших работ и поиска решений.

«Транспорт – это удовольствие, которое должно заканчиваться как можно быстрее», – заявил Лапидус.

Короткая формула отражает главное: нельзя компенсировать потери времени увеличением комфорта. Цель – скорость, а комфорт находится с ней в пропорциональной зависимости.